Кодирование препаратом Вивитрол

Наиболее часто задаваемые вопросы пациентами.

Отвечает врач ООО "Моя клиника плюс" психиатр-нарколог высшей квалификационной категории Грекова Эльмира Фазельевна

Сколько инъекций Вивитрола необходимо сделать для достижения максимального результата?

Становление ремиссии при опиоидной зависимости - длительный процесс, занимающий 6-12 месяцев. Прекращение терапии может привести к срыву или развитию рецидива заболевания. При этом на этапе становления и стабилизации ремиссии наибольшее влияние имеет именно биологический фактор формирования зависимости, поэтому важно воздей­ствовать на него в этот период. Поэтому рекоменду­емый курс терапии составляет 12 инъекций. Для достижения максимальной эффективности терапии и комплексного влияния на все 3 фактора развития зависимости рекомендуется сочетать инъекции Вивитрола с сопутствующим курсом психотерапии. По данным исследований, при применении Вивитро­ла в сочетании с психотерапией в течение 12 месяцев ремиссии достигли 50,9% пациентов.

Как обеспечить длительную ремиссию и полную трезвость у пациента, находящегося на лечении Вивитролом?

Становление и стабилизация ремисии при зависимо­сти - длительный процесс, занимающий 6-12 месяцев, в это время велика вероятность срывов. Для повышения вероятности длительной полной ремиссии следует придерживаться рекомендован­ного 12-месячного курса лечения Вивитролом и обеспечивать наличие поддерживающей психотера­пии согласно программе «Точка Трезвости», в ходе которой пациент сознательно мотивируется на лечение, учится распознавать и контролировать проявления зависимости, а также получать удоволь­ствие от жизни без употребления наркотика. Программа подразумевает 30 визитов пациента к наркологу в течение года, 16 из которых - совместно с родственниками и членами семьи. Каждый визит преследует определенную цель: мотивировать пациента к изменению поведения, выявить проблемы во внутрисемейных отношениях, оценить динамику его тяги к наркотику на протя­жении лечения, выявить и купировать проявления депрессии и т.д. Программа «Точка трезво­сти» снабжена структурированными методическими материалами и для врача, и для пациен­та, и для родственников. При соблюдении данных условий вероятность длительной полной трезвости значительно увеличивается.

Может ли Вивитрол применяться у ВИЧ-инфицированных наркоманов?

В соответствии с Руководством Американской группы экспертов Департамента Здравоохранения и Социального Обеспечения США по антиретровирусной терапии для лечения опиоидной зависимости у ВИЧ-инфицированных пациентов рекомендовано использование налтрексона пролонгированного действия.’ Взаимодействие Вивитрола и антиретрови­русных препаратов не изучалось, тем не менее, есть немало подтверждений возможности и безопасности такого сочетания: налтрексон не метаболизируется ферментной системой цитохрома Р450, поэтому его взаимодействия с ингибиторами протеаз ненукпеозидными ингибиторами обратной транскриптазы не ожидается; результаты исследования invitro позволяют предположить, что лечение опиоидной зависимости у ВИЧ-инфицированных пациентов налтрексоном вряд ли окажет влияние на работу антиретровирусных препаратов2; другое исследование показало, что статистически значимых изменений показателя площадь под кривой концентрация-время, характеризующего биодоступность, для такого часто назначаемого антиретровирусного препарата как зидовудин среди пациентов контрольной группы и пациентов, принимавших налтрексон, не наблюдалось. Частота повышения уровня ACT, АЛТ и ПТ более, чем 3 раза по сравнению с нормальным значением, статистически не различалась у ВИЧ-инфицированных пациентов, получавших пролонгированный инъекционный налтрексон по сравнению с пациентами, получавшими плацебо. Кроме того, частота повышения уровня ACT и АЛТ на фоне лечения пролонгированным инъекционным налтрексоном опиоидной зависимости у пациентов с ВИЧ-инфекцией и без ВИЧ-инфекции также существенно не отличалась. Также известно, что при оценке рискованного поведения, при применении пролонгированно­го инъекционного налтрексона отмечено 11-кратное снижение риска заражения ВИЧ-инфекцией, связанного с использованием нестерильного инструментария у пациентов с опиоидной зависимостью.

Если у пациента происходит рецидив заболевания, означает ли это, что препарат не сработал и надо менять терапию?

Опиоидная зависимость - хроническое заболева­ние. Как и для любого другого хронического заболевания, благоприятным исходом лечения опиоидной зависимости является достижение ремиссии. В то же время, при возобновлении употребления опиоидов после ремиссии в той же или более тяжелой форме, чем до прекращения употребления, можно говорить о возникновении рецидива. Однако это не означает, что необходи­мо менять терапию. Процесс становления и стаби­лизации ремиссии длительный и занимает 6-12 месяцев. Наиболее взвешенным решением в этой ситуации представляется оценка эффективности терапии после завершении 12-месячного курса. Перед тем, как продолжить лечение Вивитролом после рецидива зависимости, пациент должен пройти детоксикацию и воздерживаться от употребления опиоидов в течение 7-10 дней. Врачу следует провести исследование мочи пациента на наличие опиоидов и провокационную пробу с налоксоном, в том случае, если результаты исследований будут отрицательными, можно продолжить применение Вивитрола.

У пациента полностью прекратилось употребление после 1-2 инъекций, зачем тогда продолжать терапию?

Становление и стабилизация ремисии при зависи­мости - длительный процесс, занимающий 6-12 месяцев. В это время наиболее выражено влияние биологического фактора, поэтому важно воздей­ствовать на него. Сделать это можно с применени­ем фармакотерапевтических препаратов, снижаю­щих патологическое влечение к наркотику - основное проявление действия биологического фактора. Отмечено, что при применении Вивитрола в сочетании с психотерапией на протяжении 24 недель влечение к опиоидам снижается в 2 раза уже после 2 инъекции и не возвращается к исход­ному уровню на протяжении всего периода лечения. Прекращение терапии может привести к развитию рецидива заболевания.